«Памятник погибшим летчикам в годы Великой Отечественной войны»

Ставропольский край,Красногвардейский район,с. Преградное, 2 км. к северо-западу

На месте гибели экипажа установлен обелиск, пропеллер от самолета. Надпись «3 августа 1942 г. при выполнении боевого задания.

2 августа 1942 г. во второй половине дня пылью и дымом от движущихся машин и танков покрылись мирные села Молотовского района. На плодородную землю предков, дети которых мужественно защищали каждую пядь, ступил сапог гитлеровского солдата-завоевателя.

На окраине с. Преградного, на лугу немцы установили зенитные батареи. 3 августа 1942 г. утром, когда тихо начала просыпаться жизнь села и густая пыль осела на прохладную траву, когда утренний туман рассеивался под лучами восходящего солнца, согревая землю,  послышался нарастающий гул моторов. Со стороны  сальских степей с направления г. Городовиковска над окраиной села показались 10-12 советских самолетов-штурмовиков.

Справка: Легендарный самолет-штурмовик ИЛ-2.Он был грозой для

врагов и, при появлении над полем боя, сеял панику и страх

в стане врагов. И, незря, фашисты называли его «Черной

смертью». Там, где появлялись штурмовики, там была

Победа. На фронтах ВОВ самой широкой известностью

пользовался штурмовик ИЛ-2.Ни одна армия не имела даже

приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-

штурмовика. По качеству выпущенных самолетов за годы

ВОВ, ИЛ-2 так же не имел себе равных. Наши заводы

построили более 36 тысяч машин этого типа.

 

Но вернемся к событиям августа 1942 г.

Радость людей и переполох немцев, не сразу осознавших о приближении группы советских штурмовиков, поставили их в замешательство.

Начали раздаваться одинокие хлопки зенитных установок, а потом все чаще и чаще, домовые вспышки стали появляться вокруг самолета. Советские самолеты шли очень низко. Сконцентрировав огонь зенитных установок, на уже практически уходящих в строну, нашим самолетам, немцам удалось сбить 1 самолет.

Еще несколько секунд и яркое пламя огня с густым черным дымом  охватило самолет. Огромный столб пыли и безжизненно тлевшая  машина, врывшаяся в землю, остались в памяти тех, кто был первыми очевидцами.

Жители села глазами видели, как воздух самолет развалился на 3 части: 1 крыло отлетело на 150 метров (видимо взорвался боекомплект), кабина с летчиками упала на землю.

Гибель советского экипажа не могла удержать жителей села перед любой опасностью.

Взрослые и дети бежали по тропинкам, в брод мелководной речки, через плотины и мосты к ним на помощь. Но помощь была не нужна.

Когда мальчишки подбежали после немцев, тела еще дымились. У одного горела нога, по-видимому, это был стрелок. Комбинезон его дымился. Он лежал ничком, закрыв лицо руками. Был мертв, у  летчика была оторвана рука, которая лежала в 6 м от него. Он был еще жив, но скончался у них на глазах.

Мальчишки нашли слегка обгоревшую книгу о Ленине в красном переплете, был цел флакон с одеколоном. Документов никаких при них не было. Немцы не дали собрать ничего от погибшего экипажа. Около летчика мальчишки подобрали крышку от кировских часов, на которой было выцарапано ножом «г. Рига. Фонарев Николай Иванович г. Горький».

Летчиков похоронили здесь, на этом самом месте, где их сбили.

Вот, что вспоминает Усачев Иван Андреевич, очевидец тех событий: «Нам хорошо было видно, как немцы налетели туда черной стаей. А спустя некоторое время и мы, мальчишки-подростки с нашей улицы, пришли на это место. До слез обидно было смотреть на изувеченные тела наших летчиков, на них тлела одежда

Мы надеялись узнать их имена, но медальонов, какие выдавались во время войны солдатам, у них не оказалось.

Их похоронили здесь же».

В 1946 г. останки летчиков были перезахоронены и преданы земле в центре села Преградного у братской могилы.

В 1981 г. 7 ноября по инициативе односельчан был спроектирован и сделан памятник неизвестным летчикам самолета-штурмовика ИЛ-2.

Инициатором и автором памятника стал Белоконь Владимир Тимофеевич – учитель истории СОШ № 7 с. Преградного, создатель общественного музея в с. Преградном. Инженерами были Толмачев Юрий Федорович и Лыга Федор Леонтьевич.

Преградненским музеем совместно с красными следопытами СОШ № 7  длительное время велся поиск сведений о погибшем экипаже. Ни раз делался запрос в Центральный архив Министерства обороны СССР, Главную редакцию пропаганды и Центрального внутрисоюзного радиовещания. Но ни откуда не был получен положительный ответ.

Федеральные округа

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Северо-Кавказский
  • Приволжский
  • Уральский
  • Сибирский
  • Дальневосточный