Школа №1 г. Кандалакша Мурманской области, на территории которой в годы войны был эвакогоспиталь №1440

Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Первомайская, 67. Тел. 8 (815) 339-21-13

1 сентября 1939 года – средняя школа №23 распахнула двери для сотен мальчишек и девчонок. Школу строили рабочие Нива- гэсстроя при участии комсомольской молодёжи города. Это была первая школа с центральным отоплением. Новые просторные классы приняли своих учеников. А на пороге их встречал первый директор – Станкевич Лев Николаевич.
История школы началась и продолжается с талантливых педагогов, для которых учительский труд стал не профессией, а состоянием души: Обрезумова А. А., Микуленко О. И., Иванов М.И, Коронина Е.Ф., Микуленко О.И., Чеснокова С.Т., Беляева Т.С., Столярова Е.Я., Коряковская В.П., Популова К.М., Соколова Л. А., Столярова Е. Я., Чеснокова С. Т., Популова К. М., Гладышева Ю. М., Михайлова О. М., Гладинова К. И., Микуленко О. И., Шаврина Г. П., Спирова В. В., Митина Г. А., Беляева Т.М., Корякина Е. Ф., Попова Н.П., Гладина Т.М., Лукашова О.А., Скробот Н.С., Снигур Г.А., Иванова Л.Ю. и др. Бывшие ученики – учителя школы: Зобова Н. М., Михайлова В. М., Латаева Л. Д.
В годы Великой Отечественной войны 1941- 1944г.г. школа была занята под военный госпиталь 1440. Учителя и ученики школы ушли на защиту своей Родины и отдали за неё жизнь, их имена занесены на мемориальную стену школы: директор школы Станкевич, учитель математики Иванов М.И., ученики: Свирский Владимир, Прокопович Анатолий, Вишняков Владимир, Попов Николай, Попов Вениамин, Завьялов Михаил, Маханов Яков, Ляпутин Виктор, Миронов Геннадий, Кознев Александр, Магутин Владимир, Богданов Сергей, Алексеев Николай, Шихин Фёдор. Здесь располагались нейрохирургические отделения, где оперировали после ранений в голову, глазное отделение, челюстное отделение (начальник Рожкова Л.М.) В госпитале лежали 2000 человек, а рассчитан он был на 500. С тяжелыми ранениями поступали бойцы в вестибюль школы, где добрые и умелые руки медсестер – Сони Кузнецовой, секретаря комсомольской организации; Тыхальской Татьяны, старшей сестры нейрохирургического отделения Косенковой, сестры Ирбиной, санитаров, врачей, возвращали им жизнь. 

На помощь медицинскому персоналу приходили дружинницы. Многие из них пугались одного вида крови, дрожали во время бомбежек, но не показывали вида, храбрились, а затем привыкали. Трудились самозабвенно. Их заботливые руки наводили уют, стирали и чинили белье раненых. Добровольные сиделки дежурили по ночам у тяжелораненых воинов. Постановление ЦК ВКП (б) от 8 октября 1941 г. о создании Всесоюзного комитета помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров Советской Армии нашло поддержку среди населения. Для лечения раненых нужны были доноры. Среди работников госпиталя доноры писали на квитанции «Кровь для раненых – безвозмездно». 

В 1944 году, теперь уже средняя школа №1 вновь открыла свои двери для детворы.
В 50-60-е годы в школе преимущественно учились 9-11 классы, потому что было широко введено производственное обучение, и учащиеся 9-11 классов получали специальное профессиональное образование. Девушки обучались по специальностям швей, воспитателей детских садов, чертёжниц, а юноши овладевали профессиями слесарей, токарей, обучались на базе механического завода. Учащиеся производительных классов занимались общеобразовательными предметами 4 дня в неделю, а два дня получали теоретические и практические знания по специальностям. 70-е -80-е годы - интересные, увлекательные: пионерские сборы, походы, марши, позывные «Пионерской зорьки», спортивные соревнования. В эти годы в школе проводилось много интересных дел. Начал работу клуб «Прометей». Проводилась игра «Зарница», активно действовал штаб игры «Орлёнок», существовала крепкая связь с шефами-воинами.
90-е -2000-е годы – меняются социально-экономические условия развития общества, которые потребовали изменения характера парадигмы школьной педагогической системы, школа активно включилась в ее перестройку. Это годы модернизации содержания и форм образования, создания условий для самоопределения и самовыражения выпускников, внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения – «образования по выбору». С 2001г. школа успешно реализует программы профильного обучения: социально-экономического профиля, физико-математического профиля, естественнонаучного профиля. Эффективность новвоведений – высокие результаты (100% успеваемость и качества знаний) выпускников 11 классов в ходе Единого государственного экзамена по русскому языку, обществознанию, истории, физике, биологии, химии.
2010-2015 г.г.- новый виток в развитии учреждения. Новая школа - где ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; учитель развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности учеников и учителей; коллектив работает в творческом поисковом режиме; гуманные отношения партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; учитель обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект учения, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Школе почти 75… У неё богатая история. Пройден большой творческий путь. Путь взлётов, открытий, побед, исканий, поражений, сомнений, преодолений....
Уверены, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Кандалакша Мурманской области в пути своего развития. Время не стоит на месте. Всё течёт и изменяется. А школа продолжает жить и работать.