Памятник авиаторам-североморцам «Самолет ИЛ-4»

Мурманская область, ЗАТО Североморск, ул. Сивко
Биография героя: 

ДБ-3Ф, с 26 марта 1942 года Ил-4 (обозначение НАТО: Bob) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Дальнейшее развитие ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.

Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны. По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта ДБ-3 в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.

В числе прочих отмечен большой разбег (до 800—1000 м при взлётном весе 8500—9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлёта (поскольку самолёт имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полёте был неустойчив по всем трём осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями). 

Также, во время финской кампании финские лётчики быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало установки нижней люковой установки.
Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны далеко не все Ил-4 были оборудованы нижней огневой точкой, да и верхняя турель оставляла желать лучшего. Самолёты срочно дорабатывались, ввели четвёртого члена экипажа, что сместило центровку ещё более к хвосту и ухудшило устойчивость.
С эвакуацией промышленности в восточные регионы страны качество сборки самолётов также стало заметно хуже. Начали поступать самолёты с деревянными кабинами штурмана, которые просто отламывались при посадке.

Однако опытные экипажи, хорошо освоившие самолёт, вполне успешно справлялись с поставленными задачами. Из воспоминаний М. В. Борисова: «Для такого самолёта у него слабые моторы. На взлёте он был трудный… как только упустишь, не удержишь. А так… я привык. Летал потом на Б-25… Вроде хороший самолёт, моторы хорошие, три ноги — едешь как на такси… Второй пилот? … Мне он был не нужен!». Из-за неправильной организации боевых вылетов, решение несвойственных задач в начальный период войны приводило к тяжелейшим потерям в авиачастях. Именно восемь Ил-4 212 одбап были сбиты во время бомбёжки переправ на реке Березина 30 июня 1941 года. Очевидцем этого боя был Константин Симонов, что нашло отражение в его военных дневниках и романе Живые и мёртвые, правда в них тип самолёта был заменен на ТБ-3, которые на вооружении в этом полку не состояли.

Из-за сходства в профиль с немецким бомбардировщиком Хейнкель-111 были случаи ошибочной атаки на него советских истребителей. Только во вторую половину войны Ил-4 стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери. Теоретически на самолёт можно было подвесить до 2500 кг бомб, но на практике это случалось редко. За годы производства было построено 6883 машины разных модификаций, абсолютное большинство из которых было потеряно в боевых вылетах или разбито в авариях и катастрофах. Последние 4 самолёта Ил-4 были построены на заводе № 126 в 1946 году, а с 1947 года оставшиеся в строю самолёты стали списывать.

Информация: 
Самолет ИЛ-4, установлен в честь авиаторов-североморцев, сражавшихся против фашистских захватчиков. Данный экземпляр самолета ИЛ – один из тех, которые в начале войны базировались на аэродромах Прибалтики, летали бомбить Берлин, торпедировали фашистские транспортные суда в водах Балтики, в начале 1942 года перебазировали на Северный флот. Поисковый отряд, организованный флотским офицером-авиатором В.А.Бондаренко, нашел в сопках в полусотни километров от Североморска самолет. Его доставили в город, провели кропотливую и трудоемкую восстановительную работу. В статье "И встал на пьедестале самолет..." рассказывается о последнем полете самолета: "Стрелок-радист старшина Анатолий Шевяков заметил два "мессершмита", которые заходили в атаку. Экипаж принял бой. Он стал последним для командира самолета П.Дьякова и его штурмана. Стрелки мгновенно распределили между собой цели. Удар Шевякова оказался точным. Фашистский стервятник рухнул. Но в атаку рванулся другой. Уже был мертв штурман ИЛ-4, тяжело ранен командир, выведены из строя оба мотора. Старший лейтенант Пантелей Дьяков, раненый в позвоночник, собрав последние силы, все-таки сумел посадить свой ИЛ-4 на-фюзеляж в тундре, среди непроглядной тьмы полярной ночи. Когда самолет тяжело осел на плотном льду озера, командир был уже мертв. Стрелку-радисту А.Золотову перебило ноги, он не в силах был пошевелиться. Шевяков, раненый, с трудом выбрался из кабины и помог покинуть машину Золотову. Анатолий Михайлович вытащил своего товарища, и эти часы, за которые они проползли несколько десятков метров до берега, запомнил он на всю жизнь. Через несколько часов летчиков нашли наши бойцы и отправили в госпиталь."

Памятник летчикам-североморцам, сражавшимся против сил фашистских захватчиков, был открыт в городе летом 1981 года и представляет собой укрепленный на наклонной стеле бомбардировщик ИЛ-4. Авторами памятника выступили архитекторы С.А. Бачурин и Г.И. Евдокимова. Остов бомбардировщика был найден за несколько лет до этого в окружающих Североморск сопках поисковым отрядом, возглавляемым офицером-летчиком В.А. Бондаренко. Восстановление машины заняло больше года, но зато за это время прояснилась ее история. Ил-4 прибыл в расположение войск весной 1942 года, а через несколько месяцев, поднявшись в воздух для проверки после замены двигателя, был внезапно атакован двумя мессершмитами. Не ожидавший нападения экипаж самолета, тем не менее, успел подбить один из фашистских истребителей, но нападение второго оказалось смертельным для штурмана и капитана, который, с перебитым позвоночником, в темноте полярной ночи, все-таки сумел посадить свой самолет с отказавшими двигателями на фюзеляж в тундре. Выжившие, но тяжело раненные, радист и стрелок за несколько часов смогли проползти несколько десятков метров, после чего их нашли и доставили в госпиталь. Памятник летчикам-североморцам является довольно редким, так как большинство бомбардировщиков ИЛ-4 после войны было пущено «под пресс». Этот же самолет поисковики нашли уже после войны, после чего он был тщательно отреставрирован и занял свое место в качестве памятника.

Федеральные округа

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Северо-Кавказский
  • Приволжский
  • Уральский
  • Сибирский
  • Дальневосточный