Мемориал участникам конвойных операций

Мурманская область, г. Мурманск, ул. Коминтерна
Информация: 
31 августа 1941 года в Архангельск пришли первые корабли союзников антигитлеровской коалиции - конвой РQ - 0, получивший кодовое название «Дервиш». 23 мая 1945 года из мурманского порта вышел последний конвой. 9 мая 1990 года во время очередной международной встречи участников союзнических конвоев в Мурманске состоялась торжественная закладка мемориала в честь подвига всех, кто был в составе морских караванов помощи Советскому Союзу. Активное участие в сооружении памятника принимала Арктическая кампания «Мемориальный трест» из Великобритании. А изготовила его мастерская, которая и сегодня действует в Мурманске. В декабре 1989 года международному неправительственному фонду «Вечная память солдатам», удалось осуществить всемирную акцию «Северный конвой «Дервиш-91», посвященную полувековому юбилею первого полярного конвоя. Идея этой акции родилась в Мурманске. Караван, состоящий из кораблей и судов нескольких стран-союзниц, вышел из Исландии, где в годы войны формировались конвои, и прошел по старой военной трассе. 28 августа 1991 года конвой «Дервиш-91» пришел в Мурманск. Швартовались у морского вокзала. Ветеранов приветствовал командующий Северным флотом адмирал Ф. Н. Громов. Вечером в Доме культуры имени Кирова состоялся большой концерт для участников Каравана Памяти, а на следующий день в сквере у кинотеатра «Родина» был торжественно открыт обелиск в честь участников полярных конвоев. Тогда журналистам довелось услышать немало рассказов о героических огненных милях, пройденных участниками конвойных плаваний. Были и невероятные истории со счастливым концом. Как, например, на одном из кораблей охранения во время шторма волной смыло за борт моряка, а другой волной море возвратило его на палубу... Кто-то с улыбкой вспоминал о собаке, «участвовавшей» в нескольких походах. Кто-то живописал, как во время штиля в кромешной темноте полярной ночи советский корабль конвойного эскорта сблизился с вражеским и вахтенный по ошибке принял немецкий эсминец за английский. Вспоминали как в составе РQ - 17 шел в Россию танкер «Азербайджан». Когда враг обрушил на конвой свои удары, рядом с «Азербайджаном» загорелись американские суда, а чуть севернее английский эсминец в упор, чтобы не достался врагу расстрелял сухогруз «Беньямин Хариссон». Попала немецкая торпеда и в наш танкер. Тяжелым был путь и следующего конвоя РQ -18. Из 40 транспортов погибло 13, в том числе и пароход «Сталинград».

Скромная, похожая на кладбищенский памятник, гранитная стела, на которой на двух языках (английском и русском) золотыми буквами написано: 
«Этот мемориал установлен в августе 1991 г. Он создан в честь памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу в ходе Арктической кампании во время Второй мировой войны. Мужчины и женщины из Великобритании и союзных государств совершали рейсы в Мурманск на торговых судах под охраной военных кораблей ВМС союзников. 
Английский мемориальный трест Арктической компании обеспечил планы и проект этого мемориала. Установление стелы осуществил международный фонд «Вечная память солдатам»».

Первые корабли с помощью стран антигитлеровской коалиции пришли в порт Архангельска уже 31 августа 1941 года. До октября все конвои шли в Архангельск, но в конце ноября Белое море замерзло, и навигация в нем прекратилась. Конвои были перенацелены на Кольский залив, хотя Мурманский порт в то время мог принять одновременно не более шести транспортов, да и кроме этого чрезвычайно высок был и риск ударов немецкой авиации. Но несмотря на это 11 января 1942 года первый караван судов встал на разгрузку в Мурманске. В период 1941-1942 годов «северный коридор» был главным маршрутом поставок иностранной помощи в европейскую часть СССР. По нему с начала войны до августа 1942 года проследовало 18 конвоев в СССР и 13 в обратном направлении.

 США доставили в СССР 60% всех союзных грузов, 3/4 из них составляло оружие и боеприпасы – до середины 1942 года было завезено примерно столько же танков и самолетов, сколько находилось в составе всех советских фронтов на начало 1942 г. 
Значение северного маршрута хорошо понимал и противник. В 1941 году немцы, рассчитывая на молниеносную войну, не предпринимали против конвоев активных действий, но война на Восточном фронте затягивалась, что заставило Гитлера пересмотреть отношение к Арктическому театру военных действий. С начала 1942 года Германия перевела свои основные военно-морские силы в Арктику, что сделало арктические переходы и самыми опасными. Еще в 1940 году, с оккупацией Норвегии, Германия получила стратегически важную позицию: почти на всем протяжении маршрута конвои союзников оказывались в зоне действий подводных лодок и самолетов противника. Негативную роль играли и особенности высоких широт - непрерывный полярный день летом, а зимой частые шторма, низкие температуры, на которые не были рассчитаны корабельные механизмы. Риск, однако, был оправдан скоростью прохождения конвоев. Переходы совершались в среднем за 10-12 суток. 

С конца 1942 года усиленно заработал так называемый «персидский коридор» (или «Трансиранский маршрут», началась перегонка самолетов по трассам Африки и Сибири, был отлажен тихоокеанский маршрут. В общем объеме поставок доля грузов, перевезенных северными конвоями, с середины 1942 года до конца 1943 года стала меньше, но вплоть до конца войны конвои союзников (они формировались на базе Лох-Ю (Великобритания), в Рейкьявике и в заливе Хваль-фьорд (Исландия) приходили в Мурманск, Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск). Последний же конвой из мурманского порта вышел в обратный путь уже после Победы - 23 мая 1945 года.

Федеральные округа

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Северо-Кавказский
  • Приволжский
  • Уральский
  • Сибирский
  • Дальневосточный