Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 73 имени Полного Георгиевского кавалера Кравцова Тимофея Кузьмича"

Красноярский край, город Красноярск, микрорайон Николаевка, Мелькомбинатская улица, 2
Биография героя: 

Родился года в Курской губернии. Получил начальное домашнее образование. Окончил Военную авиационную школу (1915 г.)

  • 23.12.1910 г. вступил в службу по призыву во Владивостокскую крепостную военно-телеграфную роту.
  • 28.10.1912 г. переведен в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
  • 16.06.1915 г. выдержал экзамен на звание «военного летчика» при Военной авиационной школе.
  • С 14.07.1915 г. - летчик 31-го авиационного отряда.
  • Призван в РККА. Военный летчик, затем командир 21-го разведывательного авиационного отряда РККВВФ.
  • С 12.10.1919 г. - начальник Управления авиации и воздухоплавания 15-й армии.
  • С 14.07.1920 г. - командир 1-го авиационного парка.
  • 27.12.1920 г. вновь назначен начальником Управления авиации и воздухоплавания 15-й армии.

В 15-й Армии Кравцов предложил восстанавливать самолеты из списанных и потерпевших аварии. А когда в 1920-м году его назначили командиром 1-го Авиапарка Западного фронта, добился неслыханной по тем временам производительности труда: восстанавливали до 30 штук самолетов в месяц.

В 1923 году Кравцов назначен начальником Военно-Воздушных Сил Туркестанского фронта, участвовал в операциях по ликвидации басмаческих банд в Бухаре.

В это же время он поставил перед ВЦИК вопрос об организации воздушных сообщений в Средней Азии. К его предложению отнеслись со всем вниманием, и Тимофей Кузьмич был назначен начальником управления воздушных сообщений общества «Добролет» Средней Азии. По существу, воздушных линий в то время еще не было, их нужно было впервые организовывать. Первым стал маршрут Ташкент-Верный. Потом — Ташкент-Бухара-Хива; Ташкент–Кабул; Ташкент-Душанбе; Ташкент-Алма-Ата.

Из Средней Азии Кравцова направляют на Украину, в управление общества «Укрвоздухпуть» начальником Харьковского аэропорта. В этой должности он состоял до 1927 года, когда по личной просьбе был переведен на летную работу. Летал по маршрутам Харьков-Москва, Харьков-Минеральные Воды, на новой линии Баку-Сочи. Налетав первый миллион километров в «Укрвоздухпуть», Тимофей Кравцов не имел ни единой аварии.

Однако в 1932 г. (ему 43 года) авиатор прекратил летную работу и организовал (впервые) летно-испытательную станцию при авиазаводе № 22 в Филях. Ему очень понравилась эта работа, связанная с контролем построения самолетов и испытанием их в воздухе. Вслед за этим первопроходец воздушных линий принял отдел механизации аэродромной службы в Научно-испытательном институте гражданского воздушного флота. Не получив высшего образования, но имея многолетний практический опыт в эксплуатации и наземной технической службе, Тимофей Кузьмич много сделал для становления инженерно-аэродромной службы ГВФ.

С 1934 г. по май 1941 г. Кравцов работает в Сибири, в Енисейской и Игарской авиагруппах Управления полярной авиации Главного Северного морского пути (УПА ГУСМП) — возглавляет аэропорты в Игарке и Дудинке.

Во время Великой Отечественной войны (с мая 1941 г. по май 1944 г.) он — начальник аэропортов Анадырь и Певек в Чукотской авиагруппе УПА ГУСМП.

В 1945 году Кравцов вернулся в Красноярск и был назначен первым начальником линейных мастерских только что сформированного Красноярского управления ГВФ.

С 1946 по 1948 гг. — начальник аэропорта «Надежда» Авиаотряда Норильского комбината МВД.

С 1948 по 1949 г. — начальник аэропорта Якутск.

С 1949 по 1958 г. — начальник аэропортов в Украинском управлении ГВФ.

Кстати, в 1944 году на Чукотке Кравцова пытались репрессировать — то, что он не скрывал свое «царское прошлое», видимо, кому-то не давало спокойно жить. В его трудовой книжке есть три интересные записи: «25.05.1944 — освобожден от работы начальника аэропорта Певек … 1.10.1944 – принят в Чаун-Чукотское Горно-промышленное управление на должность мастера пилорамы... 10.08.1945 — уволен из системы ЧЧГПУ, основание — телеграмма т. Мазурук».

Если перевести на «человеческий» язык: опытнейший начальник аэропорта увольняется из авиации якобы «за нарушения» и ставится к пилораме, «чтобы жизнь медом не казалась». Вытащил его оттуда знаменитый полярный летчик Илья Павлович МАЗУРУК, начальник управления полярной авиации. Именно по его телеграмме Тимофей Кузьмич был восстановлен в правах и должности и направлен в Красноярск. Илья Павлович в этом случае (как и во многих других) показал себя настоящим человеком и не побоялся заступиться за подчиненного, что в те времена далеко не каждый решался сделать.

Из Красноярска Кравцова скоро перевели в Норильск, так как там был основной объем перевозок и надо было строить всю инфраструктуру. Но долгие годы на «северах», видимо, замучили уже 60-летнего авиатора. Он ушел на пенсию, уехал на Украину, но долго на месте не усидел — напросился работать начальником маленького, в одну посадочную площадку, аэропорта Ромны. Какое-то время служил даже без зарплаты (не было штата), лишь бы находиться на аэродроме.

И куда бы Кравцова ни посылали, всегда рядом с ним находилась жена. Семьей он обзавелся уже достаточно поздно, как раз когда приехал на работу в Сибирь. Валентина Васильевна МАТАНЦЕВА — из коренных красноярцев, отец ее был известным в городе столяром-краснодеревщиком. Яркая, красивая женщина была моложе мужа на 20 с лишним лет. В 1941 году у них родилась дочь, а через месяц Кравцова переводят на Чукотку. Решили лететь с малышкой, очень боялись, что она не выживет в дороге, но расставаться не хотели.

В 1958 году Тимофей Кузьмич вернулся в Красноярск. В Красноярском управлении гражданской авиации он пользовался огромным авторитетом и уважением — его всегда приглашали на праздники, а слова «Видел Ленина» (а он его видел, и не раз) — были как причастность к великому времени.

Тимофей Кузьмич Кравцов умер 17 августа 1972 года и похоронен (с большим почетом) на деревенском Базайском кладбище г. Красноярска.

Информация: 
06.06.2017 Постановление Красноярского городского совета депутатов школе № 73 города Красноярска присвоено имя Полного Георгиевского кавалера Кравцова Тимофея Кузьмича

Федеральные округа

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Северо-Кавказский
  • Приволжский
  • Уральский
  • Сибирский
  • Дальневосточный