Памятник погибшим во время бомбежки

Астраханская область, Ахтубинск, ст. В.Баскунчак
Информация: 
Воспоминания о работе в период Сталинградской битвы с июля 1942 года по февраль 1943 года машиниста Горявина. Письмо №4 Утренние ежедневные визиты авиаразведки продолжались до 25 июля 1942 года. Вечером (я в то время находился в поездке) 25 июля немецкие самолеты впервые бомбили ст. В.Баскунчак, но серьёзных повреждений не было. Жители готовились к бомбежке, вырыли себе еще заранее щели и накрыли их, моя семья вечером 26 июля ушла в поселок, а я остался дома, и вот вечером 26 июля группа немецких самолетов повторно бомбила станцию, много было разрушено, много было убито, возникли пожары, несколько бомб упало в садик около станционного здания, как мы его звали «Круглый садик», где находилось большое количество пассажиров, в основном военнослужащие, эвакуированные женщины, дети, старики. Многие из них погибли и хоронили их в том-же саду. Из местных жителей убиты: телеграфист Митин В.А., сын бригадира пути, Валентин Давыдов, только что окончивший 10 классов и собиравшийся поступать в Саратовское танковое училище и ряд других товарищей. После двух налетов наступило затишье до конца августа 1942 года, но авиаразведчик продолжал прилетать ежедневно. В августе 1942 года на подступах к Сталинграду происходили ожесточенные бои. Немцы, охватив подковой город и районы, стремились прижать советских воинов к берегу р.Волги и разбить. Всё снабжение армий Сталинградского фронта, весь грузопоток был направлен на железную дорогу Заволжья, через В.Баскунчак – Ахтуба в Сталинград. 25 августа 1942 года вновь, после месячного перерыва немцы приступили к ожесточенной бомбежке ст. В.Баскунчак. Бомбы падали на станцию и военный госпиталь, который размещался в школе, возник пожар в госпитале. При спасении раненых погибли начальник и комиссар госпиталя (фамилии погибших не помню), многие раненые были убиты. С этого дня ежедневно днем и ночью, принося смерть и разрушение, бомбили станцию. Немцам необходимо было сорвать снабжение Сталинградского фронта, прекратить работу станции. В это-же время немецкой авиацией было прервано движение судов, в основном нефтеналивных танкеров по Волге, и тогда все нефтепродукты, поступающие с Кавказа в Астрахань были направлены на железную дорогу Астраханского отделения. Всё снабжение Сталинградского фронта: эвакогрузы с юга, Донбасса, нефтеналивные цистерны – всё легло на железнодорожников. Железная дорога задыхалась от наплыва грузопотока, всё быстрее, всё в первую очередь, всё скорее, скорее, скорее! Я, Горявин Николай Александрович, 1897 года рождения, проработал уже 20 лет в паровозном депо станции В.Баскунчак, с 1935 года в должности машиниста-инструктора. 26 августа 1942 года в полдень я привел поезд с юга со ст. Ашулук на ст. В.Баскунчак, вскоре начальник депо тов.Козлов В.Н. вызвал меня и предложил мне вступить в ночное дежурство, дежурным по депо, вместо заболевшего Гавва Ст.Ив. тов.Козлов В.Н. предупредил, что самолеты разведчики уже облетали станцию и видимо ночная бомбежка повторится. Вопрос был ясен, разъяснений не требовалось.

Федеральные округа

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Северо-Кавказский
  • Приволжский
  • Уральский
  • Сибирский
  • Дальневосточный